Жертвой мошенников может стать любой человек, но в зоне риска находятся:
-
пожилые люди, они часто не знакомы с современными технологиями, больше доверяют «авторитетам»;
-
дети и подростки;
-
молодежь, считают себя неуязвимыми и технически подкованными, но часто ведутся на обещания легкого заработка;
-
люди в стрессе: в состоянии тревоги и эмоционального напряжения критическое мышление и внимание ослабевают;
-
доверчивые люди.
Механизмы, лежащие в основе мошенничества:
-
эффект авторитета, люди склонны доверять «официальным лицам» и представителям власти. Мозг реагирует на «авторитетное лицо» и его заявление страхом и стрессом, отключая критическое мышление. ( «Это служба безопасности банка. Ваша карта взломана, нужно срочно принять меры!»)
-
контекст срочности, создание искусственной спешки, ограниченное время на принятие решения, которое не позволяет обдумать ситуацию и проверить информацию, мозг переключается в режим «бей и беги», отключая логику и заставляя принимать импульсивные решения. ( «У вас 5 минут, иначе карта будет заблокирована!»)
-
эффект толпы, люди склонны повторять действия большинства, особенно в ситуациях неопределенности. ( «Тысячи клиентов уже подтвердили свои данные»)
Мошенники умело играют на эмоциях, чтобы обмануть разум и отключить мышление. Наиболее распространенные эмоциональные триггеры:
-
страх, который парализует рациональное мышление и заставляет человека делать все, чтобы избежать угрозы ( «Ваш счет взломали»);
-
жадность, люди переоценивают выгоду, недооценивая риски и становятся менее осторожными ( «В честь дня рождения мы удвоим ваш платеж»);
-
вина, человек чувствует вину и готов «исправится», даже если ни в чем не виноват! ( «Можно избежать наказания»);
-
сочувствие, мошенники вызывают жалость, играя на вашей человечности;
-
любопытство;
-
доверие, мошенники могут выдавать себя за друзей или родственников ( «Это я, мне срочно нужны деньги, помоги мне»).
Советы, которые помогут Вам защититься от психологического манипулирования со стороны телефонных мошенников:
Защита от мошенничества – не только знание приемов и соблюдение правил, но и формирование психологической устойчивости.
Развивайте критическое мышление :
-
задавайте вопросы оппоненту, подвергайте сомнению ситуацию;
-
проверяйте информацию;
-
не спешите действовать в соответствии с инструкциями, берите паузу перед тем, как ответить;
-
помните, что официальные организации не звонят на личный телефон;
-
остановитесь, сформулируйте для себя, что именно не так.
Развивайте эмоциональный интеллект:
-
не принимайте решения под влиянием эмоций. Возьмите за правило успокоиться, прежде чем принимать любое решение.
Укрепляйте самооценку:
-
уверенность в себе своих знаниях поможет не поддаваться давлению и принимать правильные решения;
Развивайте социальные связи:
-
общайтесь с друзьями и родственниками;
-
обращайтесь за помощью.
Повышайте финансовую грамотность.
Главный внештатный
специалист по медицинской психологии
Минздрава ЛО,
Колягина Олеся Александровна