Защита населения от психологического манипулирования со стороны телефонных мошенников

Дата: 
25.08.2025

Жертвой мошенников может стать любой человек, но в зоне риска находятся:

  • пожилые люди, они часто не знакомы с современными технологиями, больше доверяют «авторитетам»;
  • дети и подростки;
  • молодежь, считают себя неуязвимыми и технически подкованными, но часто ведутся на обещания легкого заработка;
  • люди в стрессе: в состоянии тревоги и эмоционального напряжения критическое мышление и внимание ослабевают;
  • доверчивые люди.

 

Механизмы, лежащие в основе мошенничества:

  • эффект авторитета, люди склонны доверять «официальным лицам» и представителям власти. Мозг реагирует на «авторитетное лицо» и его заявление страхом и стрессом, отключая критическое мышление. ( «Это служба безопасности банка. Ваша карта взломана, нужно срочно принять меры!»)
  • контекст срочности, создание искусственной спешки, ограниченное время на принятие решения, которое не позволяет обдумать ситуацию и проверить информацию, мозг переключается в режим «бей и беги», отключая логику и заставляя принимать импульсивные решения. ( «У вас 5 минут, иначе карта будет заблокирована!»)
  • эффект толпы, люди склонны повторять действия большинства, особенно в ситуациях неопределенности. ( «Тысячи клиентов уже подтвердили свои данные»)

 Мошенники умело играют на эмоциях, чтобы обмануть разум и отключить мышление. Наиболее распространенные эмоциональные триггеры:

  • страх, который парализует рациональное мышление и заставляет человека делать все, чтобы избежать угрозы ( «Ваш счет взломали»);
  • жадность, люди переоценивают выгоду, недооценивая риски и становятся менее осторожными ( «В честь дня рождения мы удвоим ваш платеж»);
  • вина, человек чувствует вину и готов «исправится», даже если ни в чем не виноват! ( «Можно избежать наказания»);
  • сочувствие, мошенники вызывают жалость, играя на вашей человечности;
  • любопытство;
  • доверие, мошенники могут выдавать себя за друзей или родственников ( «Это я, мне срочно нужны деньги, помоги мне»).

 

 

 

 

Советы, которые помогут Вам защититься от психологического  манипулирования со стороны телефонных мошенников:

Защита от мошенничества – не только знание приемов и соблюдение правил, но и формирование психологической устойчивости.

Развивайте  критическое мышление :

  • задавайте вопросы оппоненту, подвергайте сомнению ситуацию;
  • проверяйте информацию;
  • не спешите действовать в соответствии с инструкциями, берите паузу перед тем, как ответить;
  • помните, что официальные организации не звонят на личный телефон;
  • остановитесь, сформулируйте для себя, что именно не так.

Развивайте эмоциональный интеллект:

  • не принимайте решения под влиянием эмоций. Возьмите за правило успокоиться, прежде чем принимать любое решение.

Укрепляйте самооценку:

  • уверенность в себе  своих знаниях поможет не поддаваться давлению и принимать правильные решения;

Развивайте социальные связи:

  • общайтесь с друзьями и родственниками;
  • обращайтесь за помощью.

Повышайте финансовую грамотность.

 

Главный внештатный

специалист по медицинской психологии

Минздрава ЛО,

 Колягина Олеся Александровна