Синдром «эмоционального выгорания»

Дата: 
08.11.2024

Профилактические и лечебные меры при эмоциональном выгорании во многом схожи: то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при его лечении. Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия направляются на снятие действия стрессора: снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением.

Синдром «эмоционального выгорания» (СЭВ) представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, психического, физического истощения, личностной отстраненности и рассматривается как результат хронического неразрешенного стресса.

СЭВ признан проблемой, требующей медицинского вмешательства.

Основными симптомами СЭВ являются:

1) усталость, утомление, истощение после активной профессиональной деятельности;

2) психосоматические недомагания (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, неврологические расстройства, бессонница);

3) появление негативного отношения к людям (вместо имевшихся ранее позитивных взаимоотношений);

4) негативное отношение к работе;

5) агрессивные тенденции (раздражительность по отношению к коллегам и пациентам, напряженность, гнев);

6) злоупотребление химическими агентами (табаком, алкоголем);

7) упаднические настроения и связанные с ним эмоции (тревожные состояния, пессимистическая настроенность, депрессия, ощущение бессмысленности происходящих событий, чувство вины).

Эти физические, эмоциональные, поведенческие, социальные симптомы являются «разрушающими».

В результате «сгорания» человек теряет психическую энергию, у него развиваются психосоматическая усталость (изнурение), эмоциональное истощение («исчерпывание ресурсов»), появляются немотивированное беспокойство, тревога, раздражительность, возникают вегетативные расстройства, снижается самооценка, утрачивается осознание смысла собственной профессиональной деятельности.

Существующие попытки объяснения происхождения СЭВ можно свести к двум основным подходам. Согласно одному подходу, переменные «перегорания» заложены в самой личности, ее ценностях, идеалах, особенностях реагирования на стрессовые факторы.

Тогда как, согласно другому подходу, основной аспект делается на особенностях организации производственной деятельности.

Выделяют три группы факторов, оказывающих определенное влияние на развитие синдрома «эмоционального выгорания»в профессиях социальной сферы (врачи, юристы, педагоги и т.д.): личностные, ролевые и организационные.

Более всего риску возникновения СЭВ подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью.

Так были выделены три типа людей, которым грозит СЭВ:

Первый тип – «педантичный», характеризуется добросовестностью, возведенной в абсолют; чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (пусть в ущерб себе).

Второй тип – «демонстративный», характеризуется стремлением первенствовать во всем, всегда быть на виду. Вместе с тем им свойственна высокая степень истощаемости при выполнении незаметной, рутинной работы, а переутомление проявляется излишней раздражительностью, гневливостью.

Третий тип – «эмотивный», характеризуется противоестественной чувствительностью и впечатлительностью. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением, и все это при явной нехватке сил сопротивляться любым неблагоприятным обстоятельствам.

При появлении и развитии признаков СЭВ у пациента необходимо обратить внимание на улучшение условий труда (организационный уровень), на характер складывающихся взаимоотношений в коллективе (межличностный уровень), на личностные реакции и заболеваемость (индивидуальный уровень).

Важным для профилактики СЭВ личности является проведение психологических тренингов, на которых осваиваются упражнения саморегуляции, релаксации, уменьшение ложных ожиданий.

В заключении необходимо отметить, что профилактика СЭВ должна быть комплексной, учитывающей индивидуальные особенности личности, условия работы в конкретном учреждении, возможности проведения специальных методов психологической разгрузки.

 

Главный внештатный специалист по медицинской психологии

управления здравоохранения Липецкой области,

Колягина Олеся Александровна