Детский травматизм и его профилактика

Дата: 
25.09.2024

Травматизм – совокупность травм, полученных при определенных обстоятельствах. Слово «травма» (переводится как рана) повреждение в организме человека или животного, вызванное действием факторов внешней среды.

Детский травматизм всегда был актуальной проблемой общества. Многие миллионы детей по всему миру, из-за последствий травм, оказываются на больничной койке или в отделениях неотложной помощи, и порой на всю жизнь остаются инвалидами.

В среднем по статистике за прошедший год по городу Липецк до 80 детей в день получают травмы требующие обращения к врачу. Из них около 45 процентов требуют оказания стационарной помощи в условиях детского травматоло-ортопедического отделения.

В возникновении повреждений существенное значение имеют анатомо-физиологические и психологические особенности детей, их физическое и умственное развитие, недостаточность житейских навыков, повышенная любознательность, подвижность и т. п.

 

Выделяют следующие виды детского травматизма:

1) бытовой;

2) уличный;

3) школьный;

4) спортивный;

5) автодорожный;

6) прочий.

 

Бытовые и уличные травмы составляют основу детского травматизма до 80%. Причины этих травм весьма разнообразны: падения на ровном месте и с высоты, ранения острыми предметами, ожоги, удары о предметы и предметами и др. Но все эти травмы дети получают, находясь под «контролем», «опекой» родителей.

Причины травм – отсутствие или недостаточный надзор родителей за детьми во время их игр и активного отдыха, несоблюдение детьми принципов безопасной жизнидеятельности. Соответственно профилактикой этого вида травматизма является непрестанный надзор родителя за действиями ребенка и просветительская работа по упреждению травм.

Меры профилактики бытовых травм заключаются в проведении воспитательной работы среди детей, направленной на привитие им навыков поведения в местах общего пользования и безопасного образа жизни, а также в улучшении работы домоуправлений.

К уличным травмам относятся повреждения, полученные при пешеходном движении (из-за гололеда, плохого освещения неблагоустроенных улиц) и при занятиях неорганизованным спортом на улице (футбол, лыжи, коньки, хоккей во дворах, на пустырях, на тротуарах; плавание в неконтролируемых водоемах). Они составляют большую долю всех травм (в некоторых случаях доходит до 39,3 процентов). Структура повреждений по характеру и локализации почти такова же, как при бытовых травмах, но при уличных выше удельный вес переломов костей конечностей — 23,3 % и вывихов — 11,7 %, раны — 10,3%. Сюда же относятся все случаи утоплений.

В профилактике уличного травматизма ведущую роль играют организация детского досуга под наблюдением родителей и педагогов, воспитательная работа среди детей, приведение в должное техническое состояние домовладений и подсобных построек, уборка улиц, особенно в период гололеда и листопада.

Третье место — занимает школьный травматизм. Большинство травм происходит во внеучебное время: на переменах, при занятии общественно полезным трудом. Они нередко связаны с нарушением дисциплины учащимися: скольжение по перилам, падение со ступенек, подоконников и парт в классах из-за толчков и "подножек". Иногда причиной таких травм являются административно-хозяйственные неполадки: плохо закрепленные фрамуги, оконные стекла, выбоины в полах, неисправные перила и ступеньки лестниц, выступающие вглубь коридоров отопительные батареи и другие предметы, плохое освещение коридоров. Большую долю травм в школе происходит в учебное время на уроках физкультуры (до 31,2%) (см. спортивные травмы) и труда.

На транспортный травматизм у детей приходится всего 1,2 %, однако этот вид является наиболее тяжелым, так как повреждения черепа составляют при нем 15,4 %, переломы костей конечностей и позвоночника регистрируются у каждого пятого пострадавшего, множественные и сочетанные травмы отмечены у 10—15 % пострадавших. При этом погибают от полученных травм 30—35 % пострадавших. Наибольшее количество этих травм приходится на школьный возраст, особенно на 1—4-й классы. Больше всего таких травм происходит весной и осенью, в пятницу, в период от 16 до 20 часов.

Основной причиной несчастных случаев является незнание, и несоблюдение детьми правил дорожного движения, отсутствие внимания со стороны родителей, равнодушие или невмешательство взрослых — свидетелей недопустимого поведения детей на улице, плохо поставленная воспитательная работа.

Непосредственными причинами травм служат:

  • переход улицы перед близко идущим транспортом — 33,2 %,
  • переход дороги в неустановленном месте — 17,1 %,
  • выход на проезжую часть из-за транспорта или других препятствий — 12,3 %,
  • аварии — 16,8 %,
  • нарушение правил дорожного движения пешеходами, велосипедистами и мотоциклистами, и особенно возросшее количество травм полученных при езде на электрических самокатах — 12,4 % и т. д.
  • и прочее.

В профилактике ДТП большая роль принадлежит ГИБДД, в работе которой особое место занимают занятия с детьми, выступления в средствах массовой информации об имевших место дорожно-транспортных происшествиях. В некоторых городах проводятся занятия по изучению правил дорожного движения на площадях и специальных площадках, соревнования школьников по знанию этих правил, семинары для учителей и вожатых школ и лагерей труда и отдыха, создаются отряды "юных инспекторов ГИБДД". Родители и учителя должны воспитывать у детей дисциплину и чувство ответственности за поведение на улице.

Следует упомянуть о вышеописанном травматизме с участием электрических самокатов, контроль за которым очень важен, по тяжести эти травмы часто сравнимы с мотоциклетными травмами, несмотря на то , что они имеют низкую летальность, у них очень высокий уровень инвалидизирующих последствий.

 

Таким образом, мероприятия по предупреждению травм и несчастных случаев у детей должны включать в себя:

  • активное проведение санитарно-просветительной работы среди родителей, воспитателей и педагогов для ознакомления их с причинами повреждений, разъяснения анатомо-физиологических особенностей ребенка и значения правильного ухода, воспитания безопасного образа жизни, повышения культуры поведения в быту, на улице, в школе и общественных местах;
  • воспитание у детей в семье, детском учреждении и школе устойчивых навыков и привычек к выполнению установленных норм поведения и правил личной безопасности;
  • улучшение организации досуга детей, их всесторонней физической подготовки;
  • проведение мероприятий административными и хозяйственными органами, учреждениями и организациями по благоустройству территорий и жилых зданий, созданию безопасных условий для жизнедеятельности детей.

 

 

Врач травматолог ортопед ГУЗ «ОДБ»

 Иванов Илья Сергеевич