.
Причины суицидального поведения детей и подростковспециалисты видят, в первую очередь, в чертах, свойственных этому возрасту: повышенной агрессивности и конфликтности, протестном поведении, ранимости, повышенном чувстве достоинства,эмоциональнойнеустойчивости, застенчивости, сочетающейся с максимализмом.
Возможность детского и подросткового суицида особенно велика в период возрастного кризиса (с 11 до 16 лет), когда подросток начинает себя осознавать как личность, как равноправный член общества и семьи. Из-за этого часто возникают конфликты с родителями, что ведет к потере взаимного контакта, формированию отчуждения. Суицидальные мысли и фантазии у подростков довольно часты, и их реализации могут способствовать, казалось бы, малозначимые события, чему благоприятствуют эмоциональная неустойчивость и импульсивность ребенка.
По данным статистики, наибольшее количество суицидов совершается осенью (в октябре) и весной (в апреле, мае). Суицид практически не встречается у детей до 8 лет. По половой принадлежности больше склонны к суицидам мальчики, причем 92% детей и подростков, совершивших суицид, никогда не находились на учете у психиатра.
Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и таким образом выражали протест против бездушия. Понятие «смерть» в детском возрасте обычно воспринимается весьма абстрактно, как что–то временное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью. Можно сделать вывод, что дети и многие подростки, совершая суицид, прямо не предусматривают смертельного исхода. В отличие от взрослых у них отсутствуют четкие границы между истинной суицидальной попыткой и демонстративно-шантажирующим аутоагрессивным поступком.
За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые!Поэтому ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Как только у подростка отмечается сниженное настроение и другие признаки депрессивного состояния, необходимо сразу же, немедленно, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.
Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.
Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.
В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.
И, в-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психиатру.
На территории Липецкой области организована высококвалифицированная помощь в виде круглосуточного «Телефона доверия» 48-11-00, в состав службы входят врач-психиатр и медицинский психолог.
Единый общероссийский номер детского телефона доверия: 8-800-2000-122
Медицинский психолог
Липецкой областной психоневрологической больницы
Людмила Борисовна Степченкова