.
Развитие ребёнка представляет собой непрерывный процесс. С самого рождения идёт формирование новых моторных и речевых навыков и умений. При этом до года этот процесс очень динамичный: уже к 2 месяцам малыш умеет держать головку, в 3 месяца появляется гуление, воркование. К 6-7 месяцам появляется продолжительный лепет, малыш начинает сидеть, к году многие детки начинают ходить самостоятельно и говорить первые слова. В 2,5 года-в речи много слов, появляются фразы. Уже к 3 годам многие дети умеют говорить сложными предложениями.
Речевые и языковые навыки являются наиболее сложными функциями и тесно связаны с интеллектуальным развитием. Даже незначительная задержка в речевом развитии может быть показателем задержки психического развития. Дети с расстройствами речи и языковых навыков плохо воспринимают информацию на слух, и в дальнейшем у них часто возникают трудности с обучением в школе.
У маленьких детей разборчивость речи, словарный запас, построение фразы, понимание речи оцениваются с учётом их возраста. Это очень непростая задача, и существует множество причин, которые могут привести к задержке речевого и психического развития.
Одной из главных причин задержки развития речи является патология формирующегося мозга ребёнка.
Неблагоприятные факторы могут действовать на мозг ребёнка как до рождения, так и после появления его на свет.
До рождения - это и тяжёлые роды, различные внутриутробные инфекции, врождённые пороки развития, генетическая патология. Обычно такие малыши с рождения растут с задержкой формирования моторных и речевых навыков. Даже когда моторные навыки формируются вовремя, проблемы с речевым развитием могут, в дальнейшем, выходить на первый план.
После рождения ребёнка к задержке речевого развития могут приводить различные инфекции, травмы головного мозга, генетические нарушения нервной системы (например, наследственные болезни обмена, ранний детский аутизм и т.д.).
Кроме того, для нормального развития речи очень важно в каких социальных условиях растёт ребёнок, нет ли ограничения его в общении. Показательно, что дети без патологии мозга, но лишённые полноценного общения в раннем возрасте, например, растущие в детских домах, в асоциальных семьях, предоставленные сами себе, развиваются с задержкой речевого развития.
При этом при регулярных занятиях, направленных на стимуляцию речи, у детей с поражением нервной системы речь может развиваться в соответствии с возрастом.
Следует сказать, что все дети с задержкой речевого развития должны проходить проверку слуха. Даже незначительное снижение остроты слуха может приводить к выраженной задержке речи.
Какие же специалисты должны осмотреть ребёнка с задержкой речевого развития? Обязательна консультация невролога, генетика, сурдолога, психиатра, логопеда.
Если при осмотре выявляется патология, то специалистом назначается соответствующее лечение. При этом лечение должно быть последовательным и регулярным, проводиться в условиях стационара или амбулаторно. При любой причине задержки речевого развития обязательно проводятся занятия с логопедом, дефектологом, используются стимуляции мозга с помощью различных методик.
Итак, с самого рождения необходимо обращать внимание на формирование доречевых, а потом и речевых навыков у малыша. Ведь чем раньше выявлена причина задержки речи, тем благоприятнее прогноз психического развития ребёнка.
Главный внештатный специалист детский невролог
управления здравоохранения Липецкой области
Сундеева Татьяна Васильевна